Факторы экономического могущества.Страница 3
Стимулирующее воздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. Закон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных самолетов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения — в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952 — 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.
За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые заводы строились в расчете на смешанное военное и гражданское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; расширилась занятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.
Несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она предопределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второй мировой войны генерал Д.Эйзенхауэр, с которым широкие массы связывали надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее была прекращена.
Республиканская администрация придерживалась курса на умеренное государственное вмешательство в экономику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отменены все меры экономического контроля, введенные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953 — 1954 гг. правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сокращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения доступа к кредиту; правительство выбросило на рынок часть валютных запасов для активизации бизнеса. В целях стимулирования инвестиций были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.
Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержания расширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомасштабного дорожного и жилищного строительства, в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строительстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.
Таким образом, в течение первого послевоенного десятилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни страны, что особенно проявилось в период реконверсии и послевоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста становятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих держав и "холодной войны".
Вариативность
развития Западной Европы в послевоенный период. Альтернативы и
механизм выбора варианта развития послевоенной Европы
В основе эволюции идеи «единой Европы» от мечты и утопических проектов, выношенных одиночками, к идейному движению и политическому проекту лежит многовековой опыт сосуществования нескольких десятков народов, которые разместились на пространстве, составляющем чуть больше 7 % заселенной территории Земли.
Два первых дошедших до нас тракта ...
Иоанн
VI (1740–1741), правление Анны Леопольдовны. Ноябрьский переворот 1741 г
Уже в 1731 году, вскоре после вступления на престол, Анна Иоанновна позаботилась о своем возможном преемнике. Им был провозглашен еще не родившийся сын племянницы императрицы — дочери ее сестры Екатерины и герцога Мекленбург-Шверинского Анны Леопольдовны. Последней было в то время лишь 13 лет. Спустя некоторое время ей подобрали жениха ...
Войско Киевской Руси XI-XII вв.
В связи с развитием феодальных отношений в XI—XII вв. происходят изменения в военной организации Киевской Руси. "Тысячная" военная организация подчиняется княжеской власти, а тысяцкие и сотские становятся княжескими соправителями — "мужами". В составе вооруженных сил все большее место стали занимать феодальные ополче ...

