Россия во второй половине XIXСтраница 5
Железнодорожное строительство во многом стимулировало индустриализацию и способствовало бурному развитию ряда отраслей отечественной промышленности. В России наметился поворот к производству средств производства, хотя производство предметов потребления еще составляло 2/3 валового продукта промышленности. В 1880-х гг. Россия прекратила ввозить паровозы и вагоны, но растущие потребности в станках и фабрично-заводском оборудовании по-прежнему удовлетворялись за счет импорта.
В 1880— 1890-х гг. происходят значительные сдвиги в территориальном размещении промышленности. Наряду с развитием прежних центров (Урал, Петербург, Москва) возникли новые промышленные районы: Южный — угольно-металлургический, Бакинский — по добыче и переработке нефти. Главным центром добычи угля и производства металла в стране стал Донецко-Криворожский район, в котором к концу XIX в. выплавляли более 40% всего чугуна. В стране складывались и районы, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственной продукции: сахарной свеклы, молока, картофеля.
В ходе промышленного подъема 1893—1899гг. промышленное производство в стране увеличилось вдвое, а общий рост его объема за 40 пореформенных лет превысил 700%. Однако даже столь быстрые темпы развития позволили Российской империи к началу XX в. лишь незначительно сократить свое отставание от развитых государств Запада.
Не было в России и значительного слоя богатых людей. В начале XX в. из 150 млн. человек, населявших империю, только немногим более 550 тыс. физических и юридических лиц имели годовой доход свыше 1 тыс. руб., а доход свыше 10 тыс. руб. получали около 30 тыс. человек, что вместе с членами их семей составляло 0,1% населения.
Процесс утверждения капитализма в России отличался тяжелыми формами эксплуатации трудящихся, нищенской зарплатой подавляющего большинства работников, произволом владельцев предприятий, отсутствием охраны труда и элементарных бытовых условий. По данным статистики (исследование Ф.Ф. Эрисмана), на 1000 человек рабочих на московских ткацких фабриках приходилось ежегодно от 277 до 303 увечий. Обычными для российских фабрик и заводов были квартиры коечно-каморочного типа, когда большая казарма разделялась легкими, не доходящими до потолка перегородками на жилые семейные отсеки.
Символами модернизации аграрной страны обычно являются города. По переписи 1897 г. в России насчитывалось 865 городов, но лишь в 19 из них численность населения превышала 100 тыс. человек, в 37 — 50 тыс. человек, и в 112 проживало от 20 до 50 тыс. человек. Численность населения остальных 697 городов составляла от 400 человек до 20 тыс., и никакие признаки цивилизации абсолютно не нарушали патриархальную жизнь многих уездных городов империи. В начале XX в. Только в 17 городах страны была канализация и в 35 — трамваи. Среди всех жилых строений в 50 губерниях России насчитывалось лишь 3,6% каменных зданий.
Об уровне развития страны и ее месте в мире очень красноречиво свидетельствует экспорт товаров.
В начале XX в. Российская империя вывозила за границу всего 6—8% производимых товаров, и ее доля в мировом экспорте (4,2%) была ниже доли в мировом промышленном производстве. В структуре российского экспорта до 50% составляло зерно, второе место занимала продукция текстильной промышленности. Россию на мировом рынке не встречали аплодисментами, он уже был поделен. Попытка товарищества «Братья Нобель» пробиться на мировой рынок с бакинской нефтью в конкуренции с американской «Стандарт Ойл» оказалась безуспешной.
В начале XX в. промышленный подъем сменился в России спадом производства. Он совпал по времени с мировым экономическим кризисом 1900— 1903 гг. и был обусловлен в значительной степени сокращением притока иностранных капиталов в российскую промышленность. Спад производства сопровождался банкротством и разорением около 3 тыс. мелких и средних предприятий, ростом безработицы, снижением жизненного уровня населения. Крупные промышленники использовали кризис для расширения своего влияния на рынке товаров, создания монополистических объединений, контролировавших производство, ценообразование и сбыт.
Исторические последствия гражданской войны.
Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня более чем 8 млн. чел.
Нет ничего страшнее в истории народа, чем братоубийственная война. Ничто не может возместить гибели людей – самого ценного, что может быть у государ ...
Историческая обстановка на Руси накануне начала княжения Александра
Невского
«Черные годы» - вот точное название целой эпохи в истории русской земли, времен жизни и политической деятельности князя Александра Невского, его братьев и сыновей. Опустошительная волна набегов ордынцев под предводительством Батыя перемолола воинскую силу русских, сожгла множество городов, установила тяжелую зависимость на Руси. Новгоро ...
Образование централизованного государства
С.М. Соловьев рассматривал комплекс факторов, определявших создание Московского государства, делая упор на борьбу родового и государственного начал в ментальности русского народа. В.О. Ключевский первоочередную роль в объединении русских земель вокруг Москвы отводил внешнеполитическому фактору — монголо-татарскому игу. Современная истор ...