Китай в III–XIII векахСтраница 7
В 878 году Ван Сяньчжи был убит. Руководство восстанием, которое охватило огромную территорию страны, перешло к Хуан Чао. Он захватил столицу империи — Чанъань. Император Сицзун бежал в Сычуань. Спустя 2 года Хуан Чао провозгласил себя императором. После этого ведущий военачальник повстанцев Чжу Вэнь перешел на сторону Сицзуна, за что получил от императора звание «Цю-ань-чжун» («Полностью верный») и чин главнокомандующего правительственными войсками. Под его ударами в 883 году Хуан Чао отступил из Чанъаня в Шаньдун, где впоследствии покончил с собой. Восстание закончилось, однако крестьянские волнения продолжались еще в течение 20 лет.
Окончательно подавив последние очаги восстания, в 907 году Чжу Вэнь низложил последнего императора из династии Тан. Единое государство развалилось, и страна вступила в эпоху Пяти династий и десяти царств, которые образовали цзедуши различных наместничеств.
Воспользовавшись ослаблением Китая, в том же году из Маньчжурии в его приграничные области вторглись монгольские племена киданей во главе с вождем Амбаганем. 916 году он создал здесь государство киданей, которое получило название Ляо. Спустя 10 лет Амбагань, покорив Уйгуров, тангутов и Бохайское царство, превратил Ляо в самую могущественную державу Северо-Восточной Азии.
К середине X века кидани подчинили своей власти две приграничные провинции Северного Китая.
После создания царства Ляо в Китае была восстановлена единая империя. В 960 году цзедуши Чжао Куань-инь, одолевший в продолжительной войне всех соперников, провозгласил себя императором и основал династию Сун. Столицей империи Сун стал город Бянь (Кайфын). Главной задачей нового государства стала защита своей территории от иноземных захватчиков.
С момента своего возникновения империя Сун вела войну с киданями, которые непрерывно совершали набеги из Северного Китая. Наконец, в 1004 году сунские императоры заключили тяжелый для себя мир с киданьским царством, по которому обязались ежегодно выплачивать Ляо 8 т серебра и 200 тыс. кусков шелка. Однако очень скоро на смену киданям пришли тангуты, которые под началом вождя Чжао Юань-хао вторглись в Северный Китай и в 1032 году основали на захваченных землях государство Северное Ся. Через 10 с небольшим лет империя Сун, измученная постоянными тангутскими набегами, подписала с ними мир, также обязавшись платить дань.
Делая уступки варварам, сунские императоры старались сохранить стабильность внутри своего' государства. Однако после отмены надельной системы ряды крестьян-землевладельцев стремительно таяли, а количество крупных земельных магнатов увеличивалось. Массы безземельных разорившихся крестьян готовы были пойти за любым предводителем и были потенциальной армией для восстания. Земельный кризис особенно обострился к середине XI века. В 1069 году канцлером империи Сун был назначен Ван Аньши. Новый первый министр провел реформы, которые должны были укрепить экономику и военную мощь государства. Так, налогообложение было упорядочено, а армия наемников была заменена всенародным ополчением. Реформы Ван Аньши помогли улучшить положение династии Сун, но они не могли избавить государство от внешней опасности.
В 1113
году племена чжурчжэней, кочевавшие до этого в Южной Маньчжурии, под предводительством вождя Агуда напали на царство Ляо и через 2 года основали на захваченных у киданей землях государство Цзинь. Прошло еще немного времени, и в 1125
Россия, СССР в 1920-1930 гг.
После окончания Гражданской войны Республика Советов столкнулась с острым политическим кризисом. Крестьянство, которое мирилось с продразверсткой в годы войны, после ее окончания стало проявлять недовольство. Кронштадтский мятеж в марте 1921 г., волнения крестьян в ряде районов страны отражали недовольство масс политикой «военного комму ...
Ливонская война (1558 – 1583)
Как уже упоминалось, одной из основных задач России была борьба за выход к Балтийскому морю. С этой целью Иван Грозный начал войну против сильно ослабевшей Ливонии. Государственные интересы требовали установления тесных связей с Западной Европой, но эти связи в то время легче всего было установить через моря, а также для обеспечения обо ...
Римские традиции сакрализации власти и культа личности
Первые трещины в системе римской религии стали появляться не в результате проникновения чужеземных культов, а в результате новой позиции той части знати, которая была известна как филэллины. Среди филэллинов значительно усилились аристократические тенденции и появились зачатки если не культа Героя, «сильной личности», то чрезвычайное к ...