Китай в III–XIII веках
Страница 6

История » Китай в III–XIII веках

Временем расцвета Танской империи считается правление Сюаньцзуна, при котором культура и экономика страны достигли высшей точки своего развития.

Тем не менее, в экономике медленно нарастал кризис, вызванный как обычно противоречиями в земельных отношениях, который и погубил династию. Взойдя на престол, танские императоры вслед за своими предшественниками укрепили и развивали надельную систему. Однако бурное развитие экономики вызывало расслоение на бедных и богатых, в результате чего землю начали покупать и продавать. Как правило, чиновники скупали земельные наделы разорившихся крестьян, которые продолжали работать на ней как батраки. Наделы крестьян уменьшались, но залоги оставались прежними. В то же время чиновники не платили налогов с купленной земли, присваивая полученный с нее доход. Поскольку по закону вся земля была собственностью государства, ее нельзя было продавать и покупать. Поэтому император Сюаньцзун выпускал эдикты, запрещавшие чиновникам скупать крестьянские земли, но все было бесполезно.

В 733 году император Сюаньцзун установил должности областных правителей (дао). В пограничных областях были созданы наместничества. Наместники (цзедуши) получили право формировать войска под своим командованием, чтобы отражать набеги тибетских и тангутских племен. Эта реформа оказалась роковой ошибкой императора, поскольку цзедуши сосредоточили в своих руках слишком много власти. Самым могущественным цзедуши стал Ань Лушань, который одновременно управлял тремя наместничествами. В 755 году он поднял мятеж против императора Сюаньцзуна и быстро захватил крупнейшие города империи — Лоян и Чанъань. Сюаньцзун бежал в Сычуань, а Ань Лушань провозгласил себя императором. Однако против Ань Лушаня выступили другие цзедуши, не желавшие подчиняться самозванцу.

Спустя два года Ань Лушань был убит в результате заговора, который возглавил Ши Сымин. Однако в 763 году мятеж был окончательно подавлен, и власть вернулась к династии Тан. Новое правительство решило признать существующее в экономике положение вещей и отказаться от надельной системы. В том же 763 году налог с надела и другие подати были заменены единым налогом, который платился с имущества, прежде всего с земли. Все землевладельцы были поделены на 9 категорий в зависимости от реальных размеров их владений, с которых они теперь и должны были выплачивать налоги. Одновременно площадь надельных земель была сокращена в 6 раз. В 780 году по предложению канцлера Ян Яня надельная система была окончательно отменена. Государство отказалось от своих прав на землю, разрешив ее свободную куплю-продажу. Тем не менее, это не означало, что танские императоры прекратили контролировать владение землей. Государство старалось следить за тем, чтобы низшие категории землевладельцев не разорялись (в неурожайные годы с них не брали налоги) и чтобы крестьяне, владевшие собственными участками, не становились безземельными арендаторами.

Земельная реформа продлила время правления династии Тан, но уже в середине IX века положение вновь начало ухудшаться. Танские императоры вынуждены были конфисковать земельные владения буддийских монастырей, но и это лишь ненадолго отсрочило неминуемый конец династии.

В 875 году в провинциях Хэнань и Шаньдун начался голод вследствие засухи. Тяжелое положение крестьян обострилось из-за бремени налогов, которые они должны были платить на содержание имперских войск в этих провинциях. В Хэнани вспыхнуло восстание, которое возглавил Ван Сянь-чжи. Восстание быстро распространилось на провинцию Шаньдун, где его возглавил крестьянин Хуан Чао.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Предпосылки создания Боярской думы в системе государственных органов власти
В XV в. в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого земского собора 1549 г. (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана IV и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). Царь являлся главой государства. О ...

Упадок буддизма и торжество индуизма
Первые века I тысячелетия были временем массового распространения в Индии буддизма, а также джайнизма, занявшего наиболее прочные позиции в Южной Индии. Однако ни одно из течений буддизма, ни джайнизм не могли одержать верх над тем комплексом религиозных воззрений и народных верований, которые для древности мы объединяем под названием б ...

Введение.
Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая ф ...