Участие в Великой Северной войне
Страница 3

История » Возникновение Османской империи » Участие в Великой Северной войне

Правительство поддержало стамбульские эснафы в их борьбе с пришлыми ремесленниками: были Усилены ограничения для желавших открыть свои мастерские (лавки) и заняться торговлей. Ремесленники Должны были работать под контролем своего мастера (Уста), не принимать в свою среду людей других специальностей; каждый вновь поступивший должен был заноситься в дефтерьг стамбульского управления (Истанбул кадылыгы).

Следует подчеркнуть, что развитие товарно-денежных отношений исподволь разрушало и средневековую систему эснафов так, стамбульские ремесленники жаловались Ибрагим-паше, что прежний порядок распределения сырья из мест привоза нарушился если раньше его распределяли между ремесленниками старейшины цехов, то теперь появились торговцы-посредники, которые скупали сырье и вынуждали ремесленников покупать его по более высоким ценам. В октябре 1726 г правительство выпустило фирман, запрещающий злоупотребления посредников, но он оказался неэффективным

Таким образом, взаимоотношения Ибрагим-паши со стамбульскими ремесленниками в целом были конфликтными (напомним, что его правление закончилось мощным городским восстанием) Вообще экономическая политика Ибрагим-паши не относится к самым сильным сторонам его правления. Вслед за некоторыми положительными мероприятиями, направленными на избавление государственной казны от ненужных расходов, на снабжение страны неиспорченной монетой и т.д. (по сути дела, без таких мер он вообще не смог бы удержаться у власти), Ибрагим-паша проводит обычную для представителя его класса пагубную политику извлечения максимума налогов у податного населения, не проявляя особой заботы о том, чтобы обеспечить крестьянам и ремесленникам возможность эти налоги выплачивать. Конкретные увеличения налогов перемежались с "указами справедливости", в которых в расплывчатых формулировках содержались призывы к местным правителям разных рангов не притеснять реайю, бдительно стоять на страже справедливости и т.п. Очевидно, что даже при более благоприятном социально-экономическом положении, чем то, в котором находилась тогда Османская империя, таких мер было недостаточно, улучшить положение народных масс они не могли.

Дамад Ибрагим-паша имел определенные планы реорганизации янычарского войска Численность янычар к времени его правления сильно разрослась, а различные злоупотребления с их стороны умножались. Известны мероприятия по наведению порядка среди янычар Так в 1726 г Ибрагим-паша обязал бостанджи, приписанный к султанскому двору в Эдирне, выполнять положенную службу, а не жить в деревнях вне Эдирне

Серьезный шаг в отношении корпуса янычар был сделан Ибрагим-пашой в феврале 1728 г. В изданном султанском фирмане разбирались многие виды злоупотреблений в корпусе. Фирман предписывал сообщать об умерших янычарах, чтобы по их эсаме не получали жалованье другие (сообщившие об этом получали 10% из - сохраненных для казны денег). Янычарские эсаме подлежали проверке. Пенсии ветеранам корпуса отныне должны были назначаться с личного разрешения султана, поскольку благодаря взяткам и протекции множество янычар добились права на получение пенсий и фактически перестали нести службу. Ввести личный контроль султана сочли нужным по причине того, что коррупция была обнаружена непосредственно в канцелярии янычарского аги

Султанский фирман 1728 г. не был применен, этому помешали начавшиеся войны с Ираном, Россией и Австрией.

Таким образом, Ибрагим-паше не удалось предпринять эффективные меры по наведению порядка среди янычар. Этому мешала не только его крайняя осторожность, но и опасения вызвать мятеж янычар. Несмотря на то что после прихода Ибрагим-паши к власти на ключевые посты империи были назначены его ставленники или родственники (шейхульислам, янычарский ага, рейс эфенди, капудан-паша), положение великого везира (особенно в последние годы его правления) вообще не было устойчивым Сильная оппозиция по отношению к Ибрагим-паше существовала среди улемов, которые, как известно, были тесно связаны с янычарами, те и другие были кровно заинтересованы в консервации существующих порядков. И Неплюев писал в июле 1730 г. о "неприятелях духовного чина", существование которых заставляет великого везира "не без страха дни свои препровождать. Сообщая в Петербург о восстании Патрона Халиля, русский посланник сделал вывод, что Ибрагим-паша хотя, "будучи везирем 12 лет, во все чины государственного правления употребил своих креатур", но "между духовных" не имел успеха

Страницы: 1 2 3 4 5

Город.
Обширность населенной восточными славянами страны давали родичам возможность выселяться при первом новом неудовольствии или опасности. Единственное, что могло привязать родичей к определенному месту - был город – место выбранное родом по особенному удобству и отгороженное, укрепленное общими усилиями родичей и целых поколений. У каждого ...

Конец Новгорода
Новгород, как цель, теперь был обозначен в Москве не как соперник её государя, но как враг веры, пособник католического Рима и как рассадник ереси. В принципе, эта формулировка вполне соответствовала действительности. Новгород, на протяжении 700 лет живший своими традициями, был особым миром. Этот реликт древней Киевской Руси, сохранивш ...

Земледелие и животноводство
В экономике Османской империи основную роль играет сельское хозяйство, в котором соотношение земледелия и животноводства варьируется в зависимости от местности, населения и исторической эпохи. Реайя христианской и мусульманской веры живут в небольших деревнях; самые крупные насчитывают не больше нескольких десятков дворов. Они не являю ...