Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции
Страница 3

История » Социально-политические взгляды Ж.П. Марата » Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции

Ведя борьбу против крупной буржуазии, изменившей делу революции, Марат, можно сказать, преследовал ее по пятам, клеймя каждый шаг ее антидемократической политики. Крупная буржуазия и ее лидеры быстро почувствовали и оценили силу ударов "Друга народа". Марат и его газета подвергалась преследованиям и гонениям властей. Уже в октябре 1789 г. был отдан первый приказ об аресте Марата, издание газеты почти на месяц прекратилось, а сам Марат должен был уйти в подполье.

Марат в своих произведениях постоянно подчеркивал, что необходимым условием для дальнейшего развития революции является сокрушение политического господства конституционалистов-фейянов, вступивших в союз с "аристократами", т.е. с открыто контрреволюционной партией двора. В борьбе против этого блока Марат опирался на народ, апеллировал к народу. Ни один из французских политических писателей того времени, ни один из революционных деятелей не пользовался такой любовью и уважением среди санкюлотов, как Марат.

При всем том, вопреки мнению некоторых историков, Марат был гораздо сильнее в области политических вопросов, чем вопросов социальных. В своих сочинениях он уделял социальным вопросам значительно меньше внимания и места, чем политическим, был гораздо осторожнее и сдержаннее, менее оригинален и самостоятелен в этих вопросах. В социальных вопросах Марат почти не продвинулся вперед за годы революции, вернее ничего не изменил в своих старых взглядах. Более того, самоочевидной слабостью Марата и как социального мыслителя, и как политического деятеля следует признать странное, трудно объяснимое невнимание к такому кардинальному вопросу революции, как крестьянский вопрос.

Марат был главным образом политическим революционером. Он в совершенстве постиг "науку политики" и стал ее великим мастером. Но это отнюдь не значит, что и в этой области у Марата не было слабостей, очевидных изъянов. Одним из очевидных недостатков в общеполитических воззрениях и тактике Марата было нигилистское отношение к республике, к республиканской форме власти. Марат продолжал упорно высказываться за сохранение монархии.

Позиция Марата в этом вопросе была противоречивой. Весь ход его аргументов против системы деспотизма, против монархической власти вообще с неопровержимой логикой вел, казалось бы, к требованию свержения Людовика XVI с престола и уничтожения монархии. Но в странном несоответствии с развиваемыми им публично общими положениями Марат в феврале 1791 г. продолжал утверждать, что "ограниченная монархия более всего пригодна для нас" и даже что "нам нужен именно такой король, и мы должны благословлять небо, что оно дало нам его". Боевым лозунгом Марата в это время был не лозунг свержения монархии, а лозунг разгона Национального собрания.

Революционный инстинкт Марата давно подсказывал ему, что король хочет бежать из революционной столицы. Когда предвиденное стало действительностью, когда Марат по реакции народа на бегство короля понял, как яростно негодование масс, Марат, как истинный революционер, немедленно поднял знамя восстания. В статье, опубликованной в "Друге народа" 22 июня, т.е. написанной несколько часов спустя после бегства короля, Марат призывает народ к немедленному восстанию.

Но нельзя не заметить, что Марат, возбуждая ярость масс против депутатов-изменников, Лафайета, генералов, обходит молчанием вопрос о короле и монархии. Позиция Mapата по вопросу о монархии остается крайне путаной. Марат - в отличие от многих своих сотоварищей по лагерю революционной демократии, требовавших республики, - отказывался поддержать этот лозунг, призывал народ не к свержению монархии, а к разгону Национального собрания. Лишь под влиянием уроков кризиса, и в частности расстрела 17 июля, Марат преодолел все имевшиеся у него в этих вопросах колебания и занял новую, совершенно четкую позицию; народное восстание для свержения монархии.

В сентябре 1791 г. Учредительное собрание завершает работу над текстом конституции и 3 сентября она была принята. Конституция 1791 г. устанавливала принцип верховенства нации: "Источник суверенитета зиждется по существу, в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника"[5]. Франция провозглашалась конституционной монархией.

Призывы Марата к народному восстанию, к свержению монархии повторяются до тех пор, пока подымавшаяся все выше и выше волна народного возмущения и гнева наконец не прорвалась в могучем народном восстании 10 августа 1792 г., смывшем тысячелетнюю французскую монархию.

Народное восстание 10 августа поднявшее революцию на новый, более высокий этап ее развития, привело к изменению в соотношении классов.10 августа не только была свергнута монархия, но и было сломлено политическое господство монархической фейянской крупной буржуазии. Руководящая роль в Законодательном собрании и правительстве, т.е. фактически политическая власть, перешла от фейянов к жирондистам. Жирондисты представляли интересы провинциальной, по преимуществу торгово-промышленной, и отчасти землевладельческой буржуазии, успевшей за годы революции извлечь некоторые выгоды и готовой защищать ее основные завоевания. Но, достигнув власти, став господствующей партией, жирондисты, опасаясь дальнейшего развития и углубления революции, превратились в консервативную силу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Борьба с катарами
И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, но и установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, все же внешнеполитическое спокойствие было очень быстро нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским. Уже в 1243 последним ...

Походы Батыя на Северо-Восточную Русь. Установление вассально-даннической зависимости.
"В 1224 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера . Половцы не могли противиться им и побежали к Днепру. Хан их Котян был тесть Мстиславу Галицкому; он пришел с поклоном к князю, зятю ...

Вступление на великокняжеский престол
В последующие годы княжич Иван становится соправителем отца. На монетах Московского государства появляется надпись «осподари всея Руси», сам он, так же как и отец его, Василий, носит титул «великий князь». В течение двух лет княжич в качестве удельного князя управляет Переславлем-Залесским, одним из ключевых городов Московского государс ...