Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции
Страница 1

История » Социально-политические взгляды Ж.П. Марата » Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции

Революция, начавшаяся 14 июля 1789г. народным восстанием, низвергшим Бастилию, была по содержанию, объективным задачам и целям революцией буржуазной, но главным действующим лицом, главным героем этой революции был народ.

После событий 14 июля, в которых Марат принял лишь косвенное участие, его усилия были направлены на то, чтобы создать собственный постоянный печатный орган, каких в то время появлялось много и 12 сентября 1789 г. Марат выпустил первый номер газеты "Друг народа". Под этим знаменитым названием газета и ее редактор и вошли в историю.

С помощью своей газеты он воздействовал на широкие массы и через них - на ход революционного процесса. За короткое время новая газета приобрела большую популярность и стала оказывать громадное влияние на передовые слои французских трудящихся.

Позиция, занятая Маратом в первые недели после начала революции, существенно не отличалась не только от позиции представителей либерального дворянства и либеральной буржуазии, опьяненных успехом, достигнутым благодаря самоотверженным подвигам людей из народа, но и от взглядов, проповедуемых многими представителями революционной демократии.

Сила позиции "Друга народа" состояла в том, что он ясно определял основное направление и главные мишени, по которым в данное время надо было бить в интересах революции. Правильно понимая задачи революции и прислушиваясь к голосу народных масс, Марат разжигал их ярость, направлял их действенную силу против тех врагов революции, которые в данный момент были наиболее опасными, против тех которые создавали наибольшие преграды на пути революции.

Вчитываясь в выступления "Друга народа" по самым различным политическим вопросам, исследователи замечали, что исходным пунктом всех соображений Марата является мысль, что революция осталась незаконченной, что она находится в начале своего пути, что она еще не сокрушила своих врагов, не разрешила стоявших перед нею задач.

Эта позиция, так решительно и твердо занятая Маратом в "Друге народа", соответствовала объективным условиям, сложившимся в стране. Именно в это время по городам Франции шла волна народных восстаний, уничтоживших старые местные органы власти и заменявших их новыми, именно в это время все шире и грознее разгорался пожар крестьянского движения. "Друг народа" с его постоянным, проходящим лейтмотивом через все его выступления, напоминанием о незавершенности революции был подлинным рупором этого движения многомиллионных народных масс, ждавших от революции удовлетворения своих социальных чаяний.

В ближайшие месяцы после падения Бастилии Марат считает главной, опасностью для революции тайные происки и планы партии двора, "партии аристократов", как он ее называет, которая "носится с мыслью оказать противодействие принятию Конституции и вернуть королю абсолютную власть .". Марат уже понимает, что эта партия сторонников абсолютистского режима имеет приверженцев не только среди дворян и духовенства, которые являются ее естественной опорой, но и среди представителей крупной либеральной буржуазии и либерального дворянства, играющих роль друзей революции.

Предупреждая о грозной опасности со стороны партии двора и феодальной контрреволюции, Марат указывает на средства борьбы с этой опасностью. И здесь особенно ясно вырисовывается другая отличительная черта Марата как великого буржуазного революционера-демократа: он ищет средства избавления страны от грозящей ей опасности не в парламентских решениях, не в стенах Национального собрания, а в революционном действии масс, на площадях и улицах революционной cтолицы. Марат апеллирует не к депутатам, он обращается к народу и только к нему.

Марат исходит из убеждения, что только народ может спасти революцию, обновить и возродить свою родину. Народ часто не понимает ни этой своей задачи, ни своих возможностей. Марат считает, что его обязанность как друга народа в том и состоит, чтобы пробудить сознание народа, вдохнуть в него веру в свои силы и поднять его на борьбу.

"Несчастный народ! Оплакивай же, оплакивай свою несчастную судьбу: ты вполне заслужишь весь ее ужас, если окажешься настолько трусливым, что не сумеешь прибегнуть к имеющемуся средству спасения - оно в твоих руках! [3]".

Это спасение - в революционных действиях, в восстании народа. Воля народа, подкрепленная силой оружия, - вот что является ведущей силой в революционном процессе. Марату чуждо какое бы то ни было преклонение перед формальной законностью. Поднимая народ на защиту революции, мобилизуя его против ее врагов, Марат выдвигает целую программу практических революционных мер: "чистку" Учредительного собрания, созыв народных собраний, разгон Учредительного собрания и выдвижение народом новых представителей в новый законодательный орган.

Вся эта программа, которую Марат настойчиво пропагандировал на страницах своего журнала, исполнена величайшего презрения и пренебрежения к формальной демократии, к "букве закона". Марат отнюдь не антихрист, не враг государственности вообще.

Страницы: 1 2 3 4 5

Первые последствия "открытия" Кореи. Выступления народных масс против иностранцев и феодального гнета. Неудача реформаторов
После подписания Канхваского договора в Корею устремились японцы. Начался ввоз иностранных товаров. Помещики и чиновники, нуждавшиеся в деньгах, усилили эксплуатацию крестьян и ремесленников. Японская конкуренция ударила по корейским купцам. Новые бедствия, обрушившиеся на трудящихся, привели к усилению антифеодальных выступлений. В 18 ...

Римские традиции сакрализации власти и культа личности
Первые трещины в системе римской религии стали появляться не в результате проникновения чужеземных культов, а в результате новой позиции той части знати, которая была известна как филэллины. Среди филэллинов значительно усилились аристократические тенденции и появились зачатки если не культа Героя, «сильной личности», то чрезвычайное к ...

Принудительный труд
Возникнув как инструмент и место изоляции контрреволюционных и уголовных элементов в интересах защиты и укрепления “диктатуры пролетариата”, ГУЛАГ благодаря принципу «исправления принудительным трудом» быстро превратился в фактически самостоятельную отрасль народного хозяйства, обеспеченную дешевой рабочей силой. Без указанной «отрасли» ...