Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции
Страница 2

История » Социально-политические взгляды Ж.П. Марата » Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции

И раньше и позже он не раз доказывал, что государственная власть в руках патриотов способна оказать немалое благо народу. Но он стремился убедить народ, что фетиши формальной законности не должны сковывать его инициативы, столь спасительной для свободы и Франции. Только народное восстание является для Марата истинной основой революционной Франции, подлинным источником свободы.

Марат создает одно из любопытнейших произведений революционной мысли Великой Французской революции - собственный проект Конституции и Декларации прав человека, объемистый документ, содержащий 60 страниц. Он совершенно не похож на привычные конституционные тексты. Проект Конституции Марата напоминает какой-то основной закон сказочной Земли обетованной, а не кодекс меркантильной буржуазии. Но ведь Марат и не хочет буржуазной революции, а мечтает об иной, народной революции.

Главное в его проекте, и в этом он далеко обгоняет свою эпоху, посягательство на священный для буржуазии принцип частной собственности. Марат заявляет, что на основании естественного права, "когда какому-нибудь человеку недостает всего, он имеет право отнять у другого имеющиеся у него в избытке излишки . Человек вправе покуситься на собственность, на свободу, даже на жизнь себе подобных". Но такое естественное право ограничивается общественным правом, защищающим права других членов общества. Однако эта защита должна содержать принципиальное исключение: "Закон должен предупреждать слишком большое неравенство состояний, устанавливать предел, какой они не должны переступать".

Общество обязано обеспечивать всем равное право на жизнь, оно "в долгу перед теми его членами, которые не обладают никакой собственностью и чей труд едва достаточен для удовлетворения их насущных потребностей, для обеспечения их средств, которые позволяют им питаться, одеваться . Те кто живет в роскоши, должны взять на себя заботу о покрытии потребностей тех, кто лишен самого необходимого[4]".

Но это уже далеко выходит за пределы целей буржуазной революции, которую Марат обгоняет на века. Он осмеливается даже утверждать, что социальная справедливость вправе восторжествовать даже с помощью насилия. Правомерность вооруженного восстания народа и преступность сопротивления ему - вот что провозглашает Марат.

Марат досконально развивает свою идею народного суверенитета. Он детально описывает задачи, принципы организации исполнительной власти. Она, вполне в духе времени воплощена в монархии. Зато, какого жесткого контроля он требует со стороны народа над этой властью. Особенно настойчиво Марат предостерегает против угрозы военного деспотизма. Досконально он излагает требование к организации судебной власти, требуя учреждения Верховного трибунала. Что касается налогов, то Марата больше всего беспокоит, чтобы богатые не ускользнули от налогообложения, тогда как бедняк у него "не должен платить ничего".

В этом проекте сочетается постоянное стремление Марата к личной славе и поразительное чувство милосердия и сострадания к угнетенным. Мысль Марата совмещает в себе вещи несовместимые: реальные требования буржуазной революции третьего сословия, с одной стороны, и еще более резкое требование четвертого сословия, бедняков, плебеев города и деревни, с другой. Написав проект Конституции и Декларации прав, Марат три недели обивал пороги парижских типографщиков, пытаясь уговорить их напечатать его взрывчатое произведение. Но оно появляется лишь в конце августа за два дня до принятия Конституции 3 сентября 1791г.

Смелые и настойчивые призывы Марата к революционным действиям, к революционной борьбе доходили до сознания народных масс Парижа. Марат, несомненно, был одним из вдохновителей народного движения 5-6 октября 1789г. - похода парижан на Версаль, приведшего к поражению роялисткой контрреволюции, к вынужденному переезду короля, а вслед за ним и Учредительного собрания из Версаля в Париж. После похода на Версаль 5-6 октября, Марат резко усилил нападки на либералов, главенствующих в Учредительном собрании и парижском муниципалитете. К категории врагов революции Марат теперь относит и те социальные группы (например, финансистов), которых он до революции считал необходимым привлечь в ее лагерь.

Исторической заслугой Марата было то, что он первым осознал во всей глубине значение поворота крупной буржуазии к реакции и с предельной силой ударил по ее самым авторитетным вождям - Нектеру, Мирабо. Лафайету.

Марат развенчивал, разоблачал, показывал в действительном неприкрытом виде политику господствовавшей в Учредительном собрании крупной буржуазии и ее партии - конституционалистов. Он показывал антинародный и антидемократический характер законов об имущественном избирательном цензе, о разделении граждан на "активных" и "пассивных", о предоставлении права вето королю. Он доказывал, что реальный смысл всей политики руководимого конституционалистами Учредительного собрания заключается в том, чтобы установить и увековечить господство новой аристократии - аристократии богатства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Отношения с русским государством
В XYII в. китайская держава впервые приходит в соприкосновение с Российским государством. Это было следствием активного продвижения русских поселенцев все дальше на восток к Тихоокеанскому побережью. Большое значение имели экспедиции В. Пояркова, Е. Хабарова, организованные в середине XVII в. Они положили начало освоению обширного и бог ...

Кунецов Николай Иванович
Кунецов Николай Иванович 27. 7. 1911 – 9. 3. 1944 Герой Советского Союза Кузнецов (партизанский псевдоним – Грачёв) Николай Иванович – советский разведчик партизанского отряда «Победители», действовавшего на территории Ровенской и Львовской областей оккупированной Украинской ССР. Родился 27 июля 1911 года в деревне Зырянка (ныне Тал ...

Развитие феодализма в южной Индии и на декане
Полуостровная часть Индии вступила в эпоху средневековья с более молодой государственностью, чем Север. Многие племена только в период раннего средневековья начали переход от стадии военной демократии к классовому обществу. Огромные территории, населенные первобытными племенами, продолжали оставаться неосвоенными. Общества, достигшие кл ...