Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции
Страница 2

История » Социально-политические взгляды Ж.П. Марата » Роль Ж.П. Марата в великой французской буржуазной революции

И раньше и позже он не раз доказывал, что государственная власть в руках патриотов способна оказать немалое благо народу. Но он стремился убедить народ, что фетиши формальной законности не должны сковывать его инициативы, столь спасительной для свободы и Франции. Только народное восстание является для Марата истинной основой революционной Франции, подлинным источником свободы.

Марат создает одно из любопытнейших произведений революционной мысли Великой Французской революции - собственный проект Конституции и Декларации прав человека, объемистый документ, содержащий 60 страниц. Он совершенно не похож на привычные конституционные тексты. Проект Конституции Марата напоминает какой-то основной закон сказочной Земли обетованной, а не кодекс меркантильной буржуазии. Но ведь Марат и не хочет буржуазной революции, а мечтает об иной, народной революции.

Главное в его проекте, и в этом он далеко обгоняет свою эпоху, посягательство на священный для буржуазии принцип частной собственности. Марат заявляет, что на основании естественного права, "когда какому-нибудь человеку недостает всего, он имеет право отнять у другого имеющиеся у него в избытке излишки . Человек вправе покуситься на собственность, на свободу, даже на жизнь себе подобных". Но такое естественное право ограничивается общественным правом, защищающим права других членов общества. Однако эта защита должна содержать принципиальное исключение: "Закон должен предупреждать слишком большое неравенство состояний, устанавливать предел, какой они не должны переступать".

Общество обязано обеспечивать всем равное право на жизнь, оно "в долгу перед теми его членами, которые не обладают никакой собственностью и чей труд едва достаточен для удовлетворения их насущных потребностей, для обеспечения их средств, которые позволяют им питаться, одеваться . Те кто живет в роскоши, должны взять на себя заботу о покрытии потребностей тех, кто лишен самого необходимого[4]".

Но это уже далеко выходит за пределы целей буржуазной революции, которую Марат обгоняет на века. Он осмеливается даже утверждать, что социальная справедливость вправе восторжествовать даже с помощью насилия. Правомерность вооруженного восстания народа и преступность сопротивления ему - вот что провозглашает Марат.

Марат досконально развивает свою идею народного суверенитета. Он детально описывает задачи, принципы организации исполнительной власти. Она, вполне в духе времени воплощена в монархии. Зато, какого жесткого контроля он требует со стороны народа над этой властью. Особенно настойчиво Марат предостерегает против угрозы военного деспотизма. Досконально он излагает требование к организации судебной власти, требуя учреждения Верховного трибунала. Что касается налогов, то Марата больше всего беспокоит, чтобы богатые не ускользнули от налогообложения, тогда как бедняк у него "не должен платить ничего".

В этом проекте сочетается постоянное стремление Марата к личной славе и поразительное чувство милосердия и сострадания к угнетенным. Мысль Марата совмещает в себе вещи несовместимые: реальные требования буржуазной революции третьего сословия, с одной стороны, и еще более резкое требование четвертого сословия, бедняков, плебеев города и деревни, с другой. Написав проект Конституции и Декларации прав, Марат три недели обивал пороги парижских типографщиков, пытаясь уговорить их напечатать его взрывчатое произведение. Но оно появляется лишь в конце августа за два дня до принятия Конституции 3 сентября 1791г.

Смелые и настойчивые призывы Марата к революционным действиям, к революционной борьбе доходили до сознания народных масс Парижа. Марат, несомненно, был одним из вдохновителей народного движения 5-6 октября 1789г. - похода парижан на Версаль, приведшего к поражению роялисткой контрреволюции, к вынужденному переезду короля, а вслед за ним и Учредительного собрания из Версаля в Париж. После похода на Версаль 5-6 октября, Марат резко усилил нападки на либералов, главенствующих в Учредительном собрании и парижском муниципалитете. К категории врагов революции Марат теперь относит и те социальные группы (например, финансистов), которых он до революции считал необходимым привлечь в ее лагерь.

Исторической заслугой Марата было то, что он первым осознал во всей глубине значение поворота крупной буржуазии к реакции и с предельной силой ударил по ее самым авторитетным вождям - Нектеру, Мирабо. Лафайету.

Марат развенчивал, разоблачал, показывал в действительном неприкрытом виде политику господствовавшей в Учредительном собрании крупной буржуазии и ее партии - конституционалистов. Он показывал антинародный и антидемократический характер законов об имущественном избирательном цензе, о разделении граждан на "активных" и "пассивных", о предоставлении права вето королю. Он доказывал, что реальный смысл всей политики руководимого конституционалистами Учредительного собрания заключается в том, чтобы установить и увековечить господство новой аристократии - аристократии богатства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Должность диктатора в Риме до Цезаря
Интерес к личности Цезаря находился в прямо пропорциональной зависимости от общего внимания к античности в целом. В середине века изучению античности уделяли недостаточное внимание, главным образом в связи с историей первоначального христианства. В Цезаре же в то время видели, прежде всего, некое олицетворение абсолютной императорской в ...

Причина смутного времени
Причиной начала Смуты явился династический кризис. Иван IV, умерший в 1584 г., не оставил сильного преемника. Первого сына, Ивана, он убил в припадке гнева, второй, Федор, был слабоумным, третий, Дмитрий, еще младенцем. Умирая, царь создал при Федоре Иоанновиче (1584-1598) регентский совет, куда входили Б. Я. Бельский, И. П. Шуйский, И. ...

Земледелие и животноводство
В экономике Османской империи основную роль играет сельское хозяйство, в котором соотношение земледелия и животноводства варьируется в зависимости от местности, населения и исторической эпохи. Реайя христианской и мусульманской веры живут в небольших деревнях; самые крупные насчитывают не больше нескольких десятков дворов. Они не являю ...