Сущность консервативной модели развития.Страница 1
Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р.Рейгана (1981 — 1988 гг.) и получил название "рейганомики".
"Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов неоконсервативной политики, которая на протяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталистических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухудшение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, нового подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требовали и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение 1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в черной металлургии и химической промышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более 10 % рабочей силы.
Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.
В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.
К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом, за счет увеличения расходов на военные цели.
Сталинизм как историческое явление. Истоки репрессий
Формированию диктатуры И.В. Сталина способствовали многие факторы. Рассмотрим лишь те, которые в наибольшей степени оказали влияние на развязывание репрессий и создание карательной системы, превратившейся в важнейший элемент общественно-политического развития СССР. По признанию ученых, решающим фактором “успехов” в ликвидации оппозиций, ...
Политика
Анны Ивановны
Иностранцы, жившие при дворе Анны, писали о её характере, внешности и придворной жизни, но также их интересовало устройство страны и политика, проводимая Анной. Этот интерес к устройству страны имел и политические цели, для правителей тех стран, откуда приезжали чужеземцы. Иностранцы, писавшие об Анне, уделяют много внимания придворной ...
Реформа центрального и местного управления. Право
В первые же дни царствования Екатерины, императрице предложили провести изменения в центральном управлении. В проекте было предложено создать постоянный императорский совет, включающий в себя четырех секретарей и двух советников. Все важнейшие вопросы решались бы в присутствии императрицы, которая и принимала бы окончательное решение. О ...