Понятие кооперативного движения в России в начале ХХ века. Рассмотрение вопросов кооперации в трудах исследователей
Страница 3

История » Российская кооперация накануне первой мировой войны » Понятие кооперативного движения в России в начале ХХ века. Рассмотрение вопросов кооперации в трудах исследователей

Структура кооперативного законодательства до 1917 г., с точки зрения, иерархии нормативных актов о кооперации, состояла из законов, подзаконных т нормативных актов, «примерных» или «образцовых» уставов.

Дореволюционное кооперативное законодательство в значительной степени повлияло на развитие кооперативного права в советское время.

Создание системы кооперативного права в конце XIX- начале XX в. стало результатом развития рыночных отношений в России. Поскольку кооперация является их важным компонентом, она возникает и получает развитие тогда, когда у значительной части населения возникает потребность в объединении своих усилий для повышения в условиях рыночной конкуренции эффективности хозяйственной деятельности как производителей, так и потребителей.

Кооперация — не всеобщая организация населения, охват всего населения даже на добровольных началах — вещь утопичная. Кооперация способна удовлетворять лишь определенные хозяйственные потребности и лишь отдельных слоев населения.

Кооператив — самостоятельная организация граждан, добровольно объединившихся для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного и демократически управляемого предприятия.

Первые попытки проследить историю кооперативного движения в России были предприняты революционером-демократом Н.Г. Чернышевским. Изучая опыт кооперативного движения в России, Н.Г. Чернышевский постепенно отходил от идей общинного социализма к изучению и пропаганде более высокого социального типа обобществления — кооперации. Он сформулировал своеобразную бестоварную модель кооперативного социализма, ячейкой которого является производительная ассоциация.

В трудах И.Х. Озерова, В.И. Анофриева, М. Фридмана и многих других давались очерки развития отечественной кооперации в контексте текущих задач теории и практики того времени, сопоставления с зарубежным опытом. Главная цель этих работ состояла в пропаганде кооперативных идей, раскрывающих возможности и перспективы кооперации в различных сферах жизнедеятельности общества.

К началу 1910-х годов уже оформилось так называемое организационно-производственное направление общественно-экономической мысли. Предметом своих исследований ученые этой школы избрали комплексное изучение крестьянского хозяйства (как внутренне устойчивой по своим закономерностям системы жизнедеятельности) и детально разработали ряд тем, оказавших большое влияние не только на отечественную, но и мировую экономическую теорию и практику. Особое место занимал анализ сельскохозяйственной кооперации в аспекте ее воздействия на функционирование и эволюцию аграрного сектора страны

В довоенный период представители организационно-производственной школы внесли большой вклад в изучение самых разнообразных видов и форм сельскохозяйственной кооперации. В годы Первой мировой войны увидели свет и первые обобщающие труды по истории кооперации в целом и по отдельным ее видам.

Несмотря на огромные практические трудности, переживаемые кооператорами в период 1917-1920 гг., они не прекращали научных и практических разработок и одними из первых поставили вопрос о соотношении идеи кооперации с идеей социализма, переводя его тем самым из плоскости теории на практическую основу.

Нэп сулил не только надежды, но и глубокие разочарования. Историю советской кооперации начали писать с чистого листа. Предавались забвению опыт, традиции и достижения недавнего прошлого.

Вплоть до конца 80- начала 90-х годов XIX в. кооперативная проблематика не находила достаточного отражения в научных исследованиях. Повышению интереса к истории и практике отечественного кооперативного движения способствовала политическая реабилитация кооператоров, появилась возможность для ознакомления с их творческим наследием.

В целом современную историографическую ситуацию отличает широкий комплексный подход к изучению прошлого кооперации, позволяющий рассматривать ее как сложное и многомерное явление, заслуживающее внимания и координации усилий ученых разных специальностей.

Основу для изучения истории и теории кооперативного законодательства составили труды известных русских ученых-цивилистов: А.Н. Анцыферова, И.А. Антропова, А.А. Николаева, С.В. Бородаевского, М. Балабанова, С.Ф. Войцеховского, A.M. Дорошенко, Н.С. Доброхотова, И.М. Кулишера, А.В. Меркулова, С.Л. Маслова, М.И. Туган-Барановского, С.Н. Прокоповича, В.Ф. Пекарского, М.Л. Хейсина, В.В. Хижнякова и других.

Первые серьезные публикации, в которых непосредственно рассматривались правовые проблемы кооперативного движения в России, появились после революции 1905-1907 гг. К ним относятся статьи М.Л. Хейсина, А.В. Меркулова, В.Ф. Тотомианца и др. авторов. Значительное место в них отводилось подготовке общего кооперативного закона, анализу отраслевых кооперативных уставов, отношению правительства к различным видам кооперативов.

Страницы: 1 2 3 4

Договор 911 года
В 911 году, Олег вздумал в Царьград отправить послов своих, дабы заключили они договор письменный. "Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою его Светлыми Боярами к вам, Льву, Александ ...

Москва – Третий Рим. Женитьба на византийской царевне
22 апреля 1467 года 27 летний великий князь остался вдовцом. Остро стал вопрос о повторной женитьбе, точнее о вариантах выгодного династического брака на фоне формировавшейся политической доктрины. И такой вариант вскоре был найден.11 февраля 1469 года в Москву прибыл посол из Рима, некий грек Юрий от кардинала Виссариона. Он приехал к в ...

Договор 907 года.
В 907 году византийские императоры «заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием, и Перуном, богом своим, и Волосом, богом скота, и утвердили мир». Этот отрывок говорит, что в государстве Олега существов ...