Россия в 1907 – 1917гг.Страница 4
«У нас парламента, слава Богу, еще нет». Эта фраза отразила весь комплекс взаимоотношений Думы, правительства и место представительного учреждения в системе управления Российской империи.
Столыпин вместо сотрудничества с парламентом стремился загрузить Думу сотнями мелких законопроектов, называя их в узком кругу «законодательной жвачкой». Все чаще наиболее существенные решения премьер предпочитал проводить в обход Думы, используя статью 87 «Основных законов». В отличие от своих предшественниц III Дума работала полный срок. Она обсудила и утвердила 2197 законопроектов, но лишь немногие из них имели принципиальное значение для России.
III Дума не стала подлинным парламентом, органом контроля под правительственной бюрократией. В «третьеиюньской монархии» произошла консервация прогрессивных начинающих масс, воспитанных в духе хоть и общинной, но все же демократии. Последняя в истории самодержавной России IV Государственная дума работала с 15 декабря 1912 г. по 27 февраля 1917г. Ее председателем был избран М.В. Родзянко. В составе Думы монархисты и правые получили 185 мест, октябристы — 98, прогрессисты и кадеты — 97, социал-демократы — 14, трудовики — 10. Снова, как и в III Думе, сложились два большинства: правые и октябристы — 280 голосов, октябристы, кадеты и национальные партии — примерно 225 голосов. Отличие от III Думы состояло в том, что самой крупной фракцией теперь стали правые.
Оценивая ситуацию в стране через год после выборов в IV Думу, А.И. Гучков в ноябре 1913г. на съезде партии октябристов констатировал: «Иссякло государственное творчество. Глубокий паралич сковал правительственную власть: ни государственных целей, ни широко задуманного плана, ни общей воли . Государственный корабль потерял свой курс, потерял всякий курс, зря болтаясь по волнам. Никогда авторитет власти не падал так низко».
В августе 1915 г. в составе Думы был создан «Прогрессивный блок», в который вошли 236 депутатов из 442. Созданием этого блока либеральная оппозиция пыталась спасти самодержавие. Прогрессивный блок требовал образовать правительство общественного доверия. Однако Николай II, окончательно связавший себя с правыми, отказался не только от политики реформ, но и вообще продемонстрировал отсутствие четкой политической и экономической программы. Углубление кризиса власти, «распутинщина», министерская чехарда (за два с половиной года войны сменились 4 председателя Совета министров, б министров внутренних дел и т. д.), военные поражения и нарастание экономических трудностей привели к недовольству политикой царя даже в его ближайшем окружении.
Первая мировая война приблизила массы к пониманию, что представляет собой власть и в каком государстве они живут. Выросшая на волне социально-экономического и политического кризиса империи, в условиях небывалой дискредитации власти Февральская революция в несколько дней смела 300-летнюю монархию. В этих условиях российский парламент оказался не в состоянии возглавить движение масс. Дума, как заявил лидер партии кадетов П.Н. Милюков, будет по-прежнему действовать «словом и вотумом». Общее состояние и настроения либеральной оппозиции (а значит, и большинства IV Думы) предельно четко выразил лидер националистов В.В. Шульгин: «Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать . Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце».
27 февраля 1917г. указом царя, переданным через председателя Совета министров, Дума была распущена на каникулы и больше в полном составе не собиралась. Лишь 12 депутатов образовали Временный комитет Государственной думы и отважились создать правительство, Так закончилась история становления российского парламентаризма в начале XX в. Оценки деятельности Госдумы всех четырех созывов достаточно противоречивы. Возникнув на волне революционного движения, российский парламент в значительной мере отражал настроения противоборствующих сторон. Находясь под сильным диктатом правительства, в условиях постоянного противоборства политических сил в депутатском корпусе, Дума так и не стала по-настоящему законотворческим и независимым парламентом.
Механизм выбора варианта исторического развития
Механизм альтернативности – это определенный тип «ответов» на «вызов» истории. Если возможности цивилизации исчерпаны, то “запускается «аварийный механизм» выбора новой альтернативы, связанный с определенным риском”. Смысл альтернативной ситуации заключается в том, что господствующему общественному порядку, исчерпавшему свои потенциальн ...
Итоги ВОВ, источники победы
Великая Отечественная война продолжалась более четырех лет. Людские потери за ее время составили 95% от общих потерь за всю ВМВ, а стоимость уничтоженных материальных ценностей еще выше.
Из общего числа людских потерь за войну, на долю СССР приходится около 20 млн. человек. Такие огромные потери Советской стороны объясняются (помимо пр ...
Дальнейшая судьба
преобразований
Таким образом, в результате реформы была создана новая денежная система, в которой ведущую роль играли кредитные государственные билеты, обеспечивавшиеся прежде всего через систему государственных банков. В первые годы реформы значительный разменный фонд в монетах и слитках, с избытком перекрывавший сумму, на которую были выпущены креди ...