Россия в 1907 – 1917гг.
Страница 2

Государственном совете и Государственной думе и в Положение о выборах. Принятая для «чрезвычайных обстоятельств», эта статья стала излюбленным орудием правительства. По его просьбе царь мог «организовать» парламентские каникулы, распустив Госсовет и Думу на несколько дней. В результате внесенных в политическую систему государства изменений в России установился странный строй — конституционное самодержавие. Накануне выборов в Думу царь еще верил в преданность народа и рассчитывал, что крестьяне поддержат консервативных кандидатов. Итоги выборов оказались во многом неожиданными. Значительное место в составе Думы заняли депутаты, выступавшие за решительное обновление российского общества и цивилизованные формы и методы управления социальными процессами.

По мере прояснения политических взглядов и определения партийной принадлежности в составе Думы оказались: 161 кадет, 97 трудовиков, 70 автономистов (украинцы, поляки, литовцы, латыши, мусульмане), 103 беспартийных, 17 социал-демократов, 53 члена представляли политические партии «правого центра». Черносотенные организации в Думе представлены не были.

Заседание первого российского парламента открылось 27 апреля 1906 г. приветственной речью царя на торжественном приеме членов Государственного совета и Государственной думы в Зимнем дворце. В дальнейшем заседания Думы проходили в Таврическом дворце. Председателем Думы был избран московский профессор, юрист, член кадетской партии С.А. Муромцев. Он выступил в Думе с трибуны всего один раз, когда поблагодарил депутатов за избрание его председателем.

Центральное место в работе Думы занял аграрный вопрос. С деятельностью этой Думы кадеты, имевшие в ней самую большую фракцию, связывали также реализацию в стране своего проекта радикально-либерального развития. Однако царь отклонил предложение кадетов и отказался обсуждать проекты, предусматривавшие различные варианты отчуждения помещичьих, государственных и монастырских земель. Слаженной совместной работы правительства и Думы явно не получалось. К тому же правительство, которое накануне созыва Думы возглавил И.Л. Горемыкин, настойчиво убеждало царя распустить неугодную ему Думу. Проработав всего 72 дня, Дума 9 июля 1906 г. была распущена. В определенной степени недолгую историю этой Думы предопределила и не всегда оправданная поспешность депутатов в выдвижении ряда требований (упразднение Госсовета, расширение прав Думы, отставка правительства и подчинение его парламенту и др.), а также излишняя эмоциональность, превращавшая заседания парламента в политические баталии и митинги.

На этом парламентаризм в России мог бы и закончиться. Но ситуация в стране была еще очень сложной, что заставило правящий режим лавировать и идти на определенные реформы. В день роспуска I Думы правительство возглавил П.А. Столыпин. При этом он сохранил за собой ключевой в системе управления империей пост министра внутренних дел. В деятельности Столыпина ярко проявлялось стремление стабилизировать положение в стране путем сочетания жестких мер борьбы с революционными настроениями с постепенными реформами по обновлению старого строя. Для борьбы с революционным движением власти у Столыпина было больше, чем достаточно. Для проведения реформ требовались пропаганда в обществе новых идей и политическая поддержка. Орудием своей политики Столыпин пытался сделать II Государственную думу. Она начала работу 20 февраля 1907 г.

II Дума избиралась по старому избирательному закону и, несмотря на различные манипуляции в ходе выборов, по своему составу оказалась даже левее первой. Из 518 мандатов 222 принадлежали партиям и фракциям левого блока (трудовики 104, социал-демократы — 65, эсэры — 37, народные социалисты — 16). Кадеты получили в Думе 98 мест, автономисты — 76, черносотенцы и октябристы — 54. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

Дума учла опыт своей предшественницы и действовала осторожней. 6 марта 1907 г. Столыпин выступил в Думе с изложением правительственной программы реформ. Тон его выступления, по сравнению с двумя речами в I Думе, изменился. Депутатам стало ясно, что делить власть с народным правительством премьер и правительство не намерены. Дума, в свою очередь, не хотела слепо идти в фарватере правительственной политики. После 10 мая, когда Дума отказалась одобрить правительственную концепцию разрешения аграрного вопроса (указ от 9 ноября 1906 г.) и продолжала настаивать на принудительном отчуждении части помещичьих земель, ее роспуск стал неизбежен, а его конкретная дата зависела лишь от готовности нового избирательного закона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Основные задачи внешней политики России
Под влиянием развития капитализма в России правительство во внутренней и внешней политике должно было учитывать интересы не только помещиков, но и буржуазии. Поэтому во второй половине ΧΙΧ века внешняя политика страны приобретала все более буржуазный характер. Перед Россией в области международных отношений стояли сложны ...

 Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1921 гг.)
Истоки Гражданской войны, её сущность. Усиление общественного противостояния. Классы и партии, противоборствующие силы в войне, их социальный состав, идеология, цели, методы действий. Белый и красный террор. Периодизация истории Гражданской войны. Основные военно-политические события 1918-1920 гг. Противоборство Красной армии с армиями ...

Корея накануне вторжения иностранных колонизаторов
В середине XIX в. в Корее господствовали феодальные отношения. Большинство обрабатываемых земель страны считалось собственностью государства. Значительную часть их составляли поместья короля, членов его семьи, высшей аристократии. К этой же категории относились и земли, приписанные вместе с проживавшими на них крестьянами к центральным ...