Россия в 1907 – 1917гг.
Страница 1

Становление российского парламентаризма

На фоне изменений в мире к началу XX в. российская монархия выглядела политическим анахронизмом. Система органов государственной власти и управления России, сложившаяся еще в царствование Александра I, оставалась в неизменном виде. Вся полнота власти в государстве принадлежала императору. При царе существовал в качестве совещательного органа им же назначаемый Государственный совет. В стране не было ни парламента, ни легальных партий, ни элементарных политических свобод. «Силовые» министры (военный, морской, иностранных дел) подчинялись непосредственно императору. Сам царь был убежден, что самодержавие является единственно приемлемой для России формой правления, и все предложения о введении хоть какого-то представительного учреждения называл «бессмысленными метаниями».

В конце 1904 г. Николай II в очередной раз не принял предложение либеральной оппозиции, поддержанное министром внутренних дел князем П.Д. Святополк-Мирским, о введении в стране представительного органа власти. И менее через месяц в России началась революция. Она заставила российского самодержца вернуться к вопросам назревавших социально-политических преобразований.

В июле 1905 г. на совещании в Царском Селе пять дней обсуждался вопрос о том, как с минимальными потерями выйти из сложного положения. Император поручил министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать проект об учреждении Думы — законосовещательного представительного органа и Положение о выборах. Характерно, что на этом совещании Николай II предлагал назвать Думу не «Государственной», а «Государевой». Однако провести выборы не удалось. В обстановке нарастания революционных выступлений и бойкота «Булыгинской» думы Николай II подписал 17 октября 1905 г. подготовленный С.Ю. Витте Манифест, в котором провозглашались политические свободы, царь обещал править в согласии с Государственной думой. Дума наделялась законодательными правами, к выборам допускался более широкий слой подданных. 19 октября председателем объединенного Совета министров России был назначен С.Ю. Витте.

Предложенный в Манифесте режим правления один из российских журналов назвал «конституционной империей при самодержавном царе». Вместе с тем Манифест 17 октября стал основой временного компромисса правительства и либерального движения и обеспечил выживание самодержавия в условиях революции. Возникшие на основе либерального движения партии октябристов и кадетов составили своего рода «центр» оппозиционного движения в стране, который в значительной степени уравновешивал два лагеря — правых и левых.

Избирательный закон был опубликован 11 декабря 1905г., в разгар вооруженного восстания в Москве. Закон предоставлял значительные преимущества крестьянам, и от их выбора зависело распределение почти половины депутатских мандатов.

Выборы в I Государственную думу проходили в марте—апреле 1906г. Одновременно правительство стремилось создать противовес Думе в верхнем эшелоне власти. С этой целью Госсовет из совещательного органа при царе в феврале 1906 г. был преобразован в верхнюю палату будущего российского парламента. Половина членов Госсовета, а также председатель и вице-председатель назначались царем, другая половина избиралась, причем дворяне избирали 74 из 98 членов совета. Представители от мещан, рабочих, крестьян не избирались. При таких условиях Госсовет просто не мог не стать опорой царя и надежным фильтром законопроектов, принятых Думой. Совершенствовалась и законодательная база. В апреле 1906 г., за три дня до открытия I Думы, были внесены изменения в «Основные государственные законы Российской империи». Изменения определяли, что император, сохраняя титул и право самодержавия, осуществляет законодательную власть в единении с Госсоветом и Госдумой. «Основные законы» устанавливали, что законопроекты, не принятые палатами российского парламента, не могли вступить в силу. В то же время статья 87 «Основных законов» предоставляла царю и правительству право принимать во время думских каникул любые указы, за исключением вносящих изменения в «Основные законы», законы о

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Переселение крестьян
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселе­нии крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения бы­ли заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать реше­ния об открытии свободного льготного переселения из отдельных мес ...

Попытки удержаться
Большая часть сил Д., среди них бывшие Петлюровские атаманы: Григорьев и Зеленый, а сними около 50тыс. бойцов, перешла на советскую сторону и начала партизанскую войну против Д. Катеринославская губерня была своеобразным эпицентром деятельности вооруженных формированих Махно, который не признавал правительства Д. Характерными признаками ...

Советская Россия в годы нэпа (1921-1929 гг.)
Переход от войны к миру. Международное положение РСФСР в начале 20-х годов. Экономический и социально-политический кризис в стране в конце 1920 – начале 1921 г. Х съезд РКП(б). Введение новой экономической политики, ее цели и сущность. Мероприятия нэпа в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и финансах. Противоречивость новой эк ...