Россия в 1907 – 1917гг.
Страница 3

Согласно «Основным законам» изменение порядка выборов в Думу не могло быть произведено без одобрения самой Думы. Но Николай II пошел на прямое нарушение закона. Из трех представленных вариантов нового Положения о выборах царь и правительство выбрали тот, который предоставлял откровенные преимущества дворянам-помещикам.

По новому закону число выборщиков от крестьян сокращалось на 46%, а от помещиков было увеличено на одну треть. Значительно сокращалось представительство в Думе от национальных окраин. В результате по землевладельческой курии один выборщик приходился на 230 человек, по крестьянской — на 60 тыс., по рабочей — на 125 тыс. человек. В городах с прямыми выборами значительные преимущества были предоставлены купцам, торговцам и другим зажиточным слоям. Лица, не имевшие отдельных квартир, к выборам по городской курии не допускались. Общее число депутатов в Думе сокращалось с 542 до 442 человек.

Подстраховавшись новым избирательным законом, царь мог распустить II Думу, тем более что она давно раздражала его. Однако роспуск и этой Думы по причине ее несговорчивости с правительством явно не устраивал самодержца. Нужен был более серьезный предлог и его скоро нашли. С помощью двух провокаторов, агентов департамента полиции Бродского и Шорниковой, было сфабриковано обвинение социал-демократической партии в подготовке военного переворота. На основе этих сведений 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранить от участия в заседании 55 членов социал-демократической фракции, а 16 из них лишить депутатской неприкосновенности. Выполнить требования премьера без расследования обвинения депутатской комиссией Дума отказалась. Через день, 3 июня 1907 г., были опубликованы манифест царя о роспуске Думы и новое Положение о выборах. Этот акт вошел в историю страны как третьеиюньский государственный переворот, т. к. решение о роспуске представительного учреждения и новый избирательный закон были приняты вопреки Манифесту 17 октября и «Основным законам».

Николаю II и Столыпину явно требовался более послушный парламент. Причем не просто послушный, а дающий возможность охранять основы самодержавия и способный проводить в жизнь правительственную программу реформ. Их усилия по изменению «Положения о выборах» увенчались успехом: во-первых, дворяне, составлявшие чуть более 1% населения, получили в Думе 178 мест из 442, во-вторых, избирательный закон не позволял ни одной из будущих фракций получить большинство в парламенте. Фракционный состав Думы в первую сессию выглядел следующим образом: правые партии — 147 мест, кадеты и близкие к ним депутаты — 104, октябристы — 154 места.

Исход любого голосования в Думе решали октябристы, представители которых, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и М.В. Родзянко, были последовательно председателями III Думы. При голосовании октябристов с правыми соседями создавалось большинство примерно 300 голосов, при голосовании тех же октябристов совместно с левыми соседями парламентское большинство составляло примерно 250 голосов.

Расчет Столыпина был точным: первому большинству отводилась охранительная роль, второе — было призвано поддерживать правительство в проведении буржуазных реформ. При этом Столыпин объективно должен был сделать ставку на фракцию октябристов — представителей партии с буржуазной программой и дворянско-купеческим социальным составом. Так была создана «третьеиюньская система», положившая начало формированию в России буржуазной монархии, в основе которой лежал политически оформленный в Думе союз помещиков с верхами буржуазии. Но для нормального функционирования такой сложной системы, как «третьеиюньская монархия», требовались почти идеальные условия, и в первую очередь длительный «покой» в стране и успех проводимых реформ. При этом в условиях достаточно длительного политического затишья после первой революции «покой» в стране определялся во многом взаимоотношениями монарха, правительства и Думы.

Назвать эти отношения конструктивным сотрудничеством можно лишь с большой натяжкой. Сам царь, несмотря на определенные компромиссы с представительной властью, Думу не любил и готов был принять любые меры, лишь бы сохранить монархию в неизменном виде. Его раздражали обращения депутатов к опыту западных стран, призывы перенести на русскую почву их модели развития. Не всегда конструктивно действовала и Дума, нередко копируя функции и приемы работы парламента западного типа без учета специфики российской действительности, менталитета народа. Отношение царя и правительства к Думе ярко проявилось при обсуждении сметы управления железных дорог. На предложение П.Н. Милюкова создать по этому вопросу парламентскую комиссию министр финансов В.Н. Коковцов, сменивший на посту председателя Совета министров убитого Столыпина, произнес фразу:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Вступление
Шестьдесят лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но не меркнет слава тех дней, не ослабевает интерес к боевым героическим делам воинов, отстоявших свободу и независимость Родины. Одной из славных страниц героического прошлого нашего народа является Восточно-Прусская операция Советской Армии и о ...

Освобождение Краматорска
Мой друг в атаке пал под Краматорском, В пяти шагах от берега Торца. Хоть оставалось нас от роты горстка, Но мы стояли насмерть до конца. Мы умирали молча, не крикливо, Не ради громкой славы и наград. Мы жили тем единственным порывом, Который нам оставил Сталинград. .Беру земли я краматорской горстку. И вот стою у Вечного огн ...

Политика «Красного террора»
Создание 7 (20) декабря 1917 г. Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров явилось закономерным этапом эволюции советского государства в послеоктябрьский период. 18 декабря 1917 г. по ордеру, подписанному Ф.Э.Дзержинским и И. К. Ксенофонтовым, членом коллегии ВЧК С. Е. Щук ...