Наступление группы армии «Север» в 1941 г. на Ленинградском направлении и противодействие
РККА немецким войскам. Блокирование ЛенинградаСтраница 6
Мужественно сражались части 1-й Краснознаменной танковой дивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал-майор В. Я. Баранов.
За два дня ожесточенных боев противнику удалось только проникнуть к внешнему оборонительному обводу Красногвардейского укрепленного района; все ноны тки ворваться в город или обойти его с юго-востока были отражены частями 2-й гвардейской дивизии народного ополчения. Тогда подвижные отряды врага устремились к Сиверской, пытаясь перерезать железную дорогу Красногвардейск — Луга.
Ленинград оказался в огромном полукольце, фланги которого упирались в Копорский залив и Чудово. Над Ленинградом нависла непосредственная угроза вторжения вражеских войск.
[1; ф. 217, оп. 347815, д. 6, лл. 102—106] Такая ситуация сложилась исключительно благодаря ошибкам Советского командования, отсутствием стратегической инициативы у командиров соединений.
В это время в бассейне Балтийского моря происходили важные события, непосредственно связанные с обороной Ленинграда. Героические защитники Таллинна, островов Моонзундского архипелага, полуострова Ханко надолго сковали часть войск противника, предназначенных для наступления на Ленинград, и обеспечили эвакуацию в Кронштадт и Ленинград главных сил Краснознаменного Балтийского флота (командующий вице-адмирал
В. Ф. Трибуц, член Военного совета дивизионный комиссар Н. К. Смирнов, начальник штаба контр-адмирал 10. А. Пантелеев).
22 августа развернулись бои па приморском направлении. Части 8-й армии, отражая яростные атаки врага, медленно отходили на север к Копорье. Противнику удалось прорваться между Стрельной и Урицком к Финскому заливу и отрезать войска 8-й армии от основных сил фронта. Но сбросить их в залив с небольшого участка юго-западнее Ораниенбаума гитлеровцы не смогли. При мощной огневой поддержке фортов Красная Горка и Серая Лошадь, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота был удержан приморский плацдарм, сыгравший важную роль в обороне Ленинграда и в последующих действиях по его деблокаде.
Усложнилась обстановка юго-восточнее Ленинграда. Овладев станцией Чудово, немецко-фашистские войска сломили сопротивление малочисленной 48-й армии к 25 августа устремились вдоль железной дороги в шоссе Москва — Ленинград, рассчитывая с ходу ворваться в город с этого направления. Часть сил нанесла удар в сторону Волхова и Мги, стремясь изолировать Ленинград с востока, В тот же день противник захватил Любань, а 29 августа вышел к Колпино. До Ленинграда оставались считанные километры.
Командование Ленинградского фронта вынуждено было перебросить под Колпино из района Красногвардейска 4-ю дивизию народного ополчения полковника П. И. Радыгина, а также 168-ю стрелковую дивизию, только что эвакуированную с северного побережья Ладожского озера. На защиту родного города грудью встали рабочие Ижорского завода, которых возглавили председатель исполкома райсовета А. В. Анисимов и майор Г. В. Водопьянов. 168-я дивизия одним полком прикрыла западный берег Ижоры южнее Колпино, а двумя полками нанесла встречный удар по врагу в направлении Ульяновки. Как и в боях под Сортавалой, бойцы и командиры сражались под Колпино мужественно, стремительно атаковали противника, выбили его из нескольких населенных пунктов и освободили Красный Бор.
Целый месяц днем и ночью не смолкал гул сражения под Колпино, в районах Красного Бора и Ново-Лисина. Командир 28-го армейского корпуса противника бросил в атаку крупные силы пехоты и танков. Сотни самолетов волна за волной обрушивали свой смертоносный груз на боевые порядки советских войск. Наши стрелковые части, пропустив танки, сосредоточивали огонь по наступавшей за ними пехоте, а с танками в глубине обороны расправлялась противотанковая артиллерия. Усилия советских воинов увенчались успехом. Обескровленный враг 25 сентября вынужден был перейти к обороне.
С захватом противником Чудово и Любани в нашей обороне севернее и северо-восточнее Октябрьской железной дороги образовалась брешь. Туда устремились части 39-го немецкого моторизованного корпуса, которым было приказано перерезать в районах Киришей, Волхова, Мги последние железные дороги, связывавшие Ленинград со страной, и соединиться с финскими войсками.
В сторону Мги наступала 20-я моторизованная дивизия врага. Захватив 30 августа этот населенный пункт, она вынуждена была в течение шести дней вести упорные бои с усиленной танками и артиллерией 1-й дивизией НКВД полковника С. И. Донскова и подразделениями горнострелковой бригады, поддержанными с Невы огнем крейсера «Максим Горький», эсминцев «Строгий» и «Стройный». Лишь вводом в бой дополнительных сил и при мощной поддержке с воздуха врагу удалось сломить сопротивление советских войск, выйти на южное побережье Ладожского озера и 8 сентября захватить Шлиссельбург. Ленинград оказался блокированным с суши.
Создание и первые съезды РСДРП. Начало эмиграций Ленина
В марте 1898г. в Минске нелегально состоялся I съезд РСДРП, который провозгласил создание социал-демократической рабочей партии в России. Однако на деле марксистская социал-демократическая партия в России не была еще создана. Съезду не удалось объединить отдельные марксистские кружки. Не было программы и устава партии, не осуществлялось ...
Предпосылки реформаторской деятельности во внутренней политике Александра
II
Император Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I. Действительно, политическое и военное положение России в эту пору ...
Тульчинский период жизни Пестеля. Создание Южного общества.
Пестель вместе с полковником И.Г. Бурцовым стоял во главе управы в южном городе Тульчине, созданной им как членом-учредителем Коренной управы в конце 1818 г. Она была самая большая по численности и включала не менее 30 человек. Она была самая большая по численности и включала не менее 30 человек. Наиболее активными членами ее были, кром ...