Античные авторы о диктатуре Цезаря
Страница 1

История » Диктатура Цезаря в Древнем Риме » Античные авторы о диктатуре Цезаря

Даная глава будет посвящена рассмотрению важнейших фактов биографии каждого античного автора, произведение которого можно считать источником по проблеме диктатуры Цезаря, на основе которых проясняется их мировоззрение.

Прежде всего, необходимо назвать самих тех авторов, сведения которых будут подвергнуты анализу: Марк Туллий Цицерон, Гай Саллюстий Крисп, Веллей Патеркул, Марк Аней Лукан, Плутарх, Аппиан, Иосиф Флавий и Гай Светоний Транквилл. Кроме того, буду привлечены по интересующей нас теме сведения, которые можно почерпнуть из «Записок о гражданской войне» самого Юлия Цезаря, а также из «Записок об Александрийской и Африканской войнах» его продолжателей, имена которых, к сожалению, не сохранились. Сведения диктатора и неизвестных авторов будут выступать на страницах данной работы как вспомогательный материал.

Далеко не все произведения древних писателей, содержащие сведения о гражданской войне 49 – 45 гг. и установлении диктатуры Цезаря, дошли до нашего времени. Например, не сохранилось сочинение в 17-ти книгах Азиния Поллиона, видного сподвижника Цезаря. Или книги с 110 по 116 монументального труда Тита Ливия «История Рима от основания города» в 142 книгах, где также содержалось изображение того бурного и противоречивого периода римской истории, который до сих пор не может быть оценен исследователями с единой точки зрения.

Сведения Цицерона о диктатуре Цезаря, которые будут подвергнуты здесь анализу, содержаться в его речах и письмах. За период диктатуры Цезаря сохранилось три речи Цицерона: «Речь по поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла из изгнания», «Речь в защиту Квинта Лигария» и «Речь в защиту Дейтора». К большому сожалению, у меня не было возможности ознакомиться с содержанием последней речи, так что придется ограничится, лишь двумя первыми. Что касается писем Цицерона, то за период гражданской войны и диктатуры Цезаря, до нашего времени сохранилось всего 215 посланий к разным адресатам. Информация этих писем также является источником, и притом важнейшим. Конечно, своим адресатам Цицерон писал по какому-либо поводу, зачастую совершенно частному, личному, например: в связи с разводом со своей женой Теренцией, с женитьбой на Публии, в связи со смертью своей дочери Туллии или с бегством своего раба. Но в его письмах нередко затрагиваются такие важнейшие и оригинальные моменты, без которых, с одной стороны, невозможно было бы получить сколько-нибудь полное представление об отношении Цицерона к тому исключительному положению, которое, в итоге, занял в Риме Цезарь, а с другой стороны – сама история правления Цезаря была бы гораздо беднее фактами.

Выше отмечалось, что будут использоваться в качестве источника как речи, так и письма Цицерона. В этой связи необходимо сразу отметить существенный момент. Как отмечал известный исследователь Г. Буасье: «С первого взгляда кажется, что между речами и письмами Цицерона громадная разница, и поневоле хочется спросить себя, каким образом один и тот же человек мог так искусно сочетать совершенно противоположные черты? Можно безошибочно сказать, что и речи, и письма Цицерона имеют одинаковые качества, но они просто яснее заметны в его письмах, так как в них он пользовался большой свободой и откровеннее предавался своей натуре1». Автор данной работы полностью солидарен с этим мнением.

Особая ценность и даже исключительность информации Цицерона заключается в том, что он является современником Цезаря и все события, о которых он упоминает, происходили, можно сказать, прямо у него на глазах. Но невозможно будет в полной мере проанализировать сведения Цицерона, если не упомянуть о его социальном происхождении и о главных фактах его жизнедеятельности.

Один из самых знаменитых деятелей античного мира неоднократно подчеркивал, что он новый человек на римской политической и общественной арене. И действительно, Цицерон родился не в самом Риме, а в маленьком городке Арпине, на расстоянии 150 км от столицы1. Цицерон появился на свет в 106 г. до н.э., во всаднической семье2. Всадники являлись вторым сословием римского общества, вслед за сенаторами. В основном всадничество представляло собой коммерческие круги, занимавшиеся финансовой деятельностью, в значительной степени – откупным операциями в провинциях. Таким образом, социальное происхождение Цицерона не позволяет причислить его к столичной знати. Цицерон сам не раз заявлял, что его род не следует путать со знатными патрицианским родом Туллиев3. В этом и состояла двусмысленность положения Цицерона, который, являясь защитником сенатской республики, вместе с тем никогда не был для представителей высшего сословия своим, поскольку они считали его выскочкой4.

Отец Цицерона располагал достаточными средствами и связями, чтобы дать ему возможность получить хорошее образование в Риме, что было необходимо для успешной государственной и общественной деятельности5. Мировоззрение Цицерона с юности склонялось в сторону консерватизма, и учителя его не могли внушить ему симпатий к демократии. Например, учение Академии сохраняло в общих чертах аристократические установки6.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Превращение концепции в идеологическую доктрину Московского государства
Во второй половине XV века вся Русская земля составила две большие государственные группы земель – восточную под управлением Московских самодержцев и западную под властью литовско-польского правительства. Русская Церковь тоже разделилась на две митрополии – Московскую и Киевскую. Политическое торжество Москвы совпадает по времени с перв ...

Основные черты права Древнего Египта
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до настоящего времени. Право собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений. Были земли государст ...

Хунну, усуни и кангюи
В первом тысячелетии до н.э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена. Первыми по времени создали свои объединения хунну (сюнну), это название появилось в источниках китайцев в конце III в до н.э Хунну распространили свое влияние от берегов Тих ...