О соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции
Страница 3

История » О соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции » О соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции

Минометное вооружение немецких войск и в количественном, и в качественном отношении уступало советскому.

По своим тактико-техническим характеристикам советская артиллерия превосходила немецкую, но у противника было больше гаубиц, более эффективных в условиях горного рельефа местности.

Бронетанковой техники было мало, применялась она ограниченно и какого-либо существенного влияния на ход боевых действий не оказывала. С советской стороны это легкие танки Т-26, Т-60 и бронеавтомобили (легкие БА-10, БА-64, средние БА-20), с немецкой – танки (легкие Т-2, средние Т-3), штурмовые орудия (короткоствольная 75-мм пушка небольшой мощности), бронеавтомобили и бронетранспортеры.

Что касается авиации, то здесь качественное превосходство было у немцев. Их истребительская авиация состояла из современных легких истребителей Ме-109Ф и тяжелых Ме-110. Основу бомбардировочной авиации составляли пикирующие двухмоторные бомбардировщики Ю-88, использовались также Че-111 и неплохие, хотя уже устаревшие одномоторные планирующие бомбардировщики Ю-87. Разведывательная авиация была представлена лучшей в 1924 году машиной данного класса – ближним разведчиком ФВ-189.

Советская авиация была представлена самолетами 5-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота. В истребительной авиации удельный вес истребителей нового типа Як-1, Як-7б, Лагг-3, И-153, И-16 значительно уступавшие по своим техническим возможностям немецким «мессершомиттам». Бомбардировочная авиация была малочисленна и состояла в основном из устаревших самолетов СБ и мало приспособленных для действий днем дальних бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2 было крайне мало. Положение несколько улучшилось лишь в конце октября, когда в 5-ю воздушную армию прибыл полк бомбардировщиков Б-3 (полученные по ленд-лизу американские самолеты Дуглас ДВ-7 «Бостон»).

Базирование Черноморской группы войск (до 1 сентября 1942 года Северо-кавказского фронта) производилось на основную магистраль-шоссе Новороссийск-Сухум. Снабжение войск, ведущих бои на туапсинском направлении осуществлялось главным образом морским флотом по морской коммуникации вдоль черноморского побережья от Поти до Геленджика через порт Туапсе и временный причал для небольших судов в Джубге. Кроме того, снабжение войск шло по железной дороге Кутанси-Сухуми и далее через Сочи на Туапсе. Участок дороги между Сочи и Сухуми находился в стадии строительства, поэтому пропускная способность не превышала двух паропоездов в сутки. Несмотря на большую загруженность прибрежной дороги и трудности морской перевозки из-за действий авиации и флота противника, подвоз всего необходимого на базы ЧГВ происходил нормально.

Значительно сложнее было положение в армейских тылах. Армейские дороги, проходившие большей частью вдоль горных рек и через перевалы обладали малой пропускной способностью, что усугублялось недостатком автотранспорта и выгонов. С дивизионных обменных пунктов боеприпасы и продовольствие доставлялись в передовые подразделения вручную, для чего командованию приходилось выделять целые команды из строевых частей.

Аналогичные трудности были у немецкой армии. В 17-й армии подача грузов войскам осуществлялась до станций Краснодар и Белореченская по железной дороге, далее автотранспортом. Непосредственный подвоз материально-технического снабжения и эвакуация в тыл осуществлялись по грунтовым дорогам и горным тропам гужевым транспортом. Вследствие удаленности района боевых действии от бах снабжения, плохого состояния дорог, нехватки автомашин и гужевого транспорта немецкие войска на протяжении всей туапсинской оборонительной операции испытывали серьезные затруднения в материально-техническом обеспечении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Нумизматика
Древние монеты, изучением которых занимается нумизматика, являются особой категорией вещественных памятников. Она углубляет наши познания в области социально-экономической и политической истории. Изучение македонских монет имеет большое значение для уточнения хронологии, особенно эпохи родоплеменных отношений, и для конкретизации отдель ...

Восточный вопрос во внешней политике России начала XIX века
XIX столетие занимает особое место в истории России. С его началом страна вступила в новый этап развития. Предшествующие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей пр ...

Политический строй России
Российская империя в конце XIX- начале XX вв. представляла собой абсолютную монархию, где вся полнота власти принадлежала императору, который должен был соблюдать закон о престолонаследии (передача престола старшему сыну или старшему по мужской линии). Гербом Российской империи был двуглавый орел с царскими регалиями, а флаг представля ...