Мобилизация Ленинграда и оборона города с сентября 1941 г. по март 1942 г
Страница 7

История » Причины поражений РККА на Ленинградском фронте в 1941-1943 гг. » Мобилизация Ленинграда и оборона города с сентября 1941 г. по март 1942 г

16 октября 1941 года после артиллерийской и авиационной подготовки вражеские войска перешли в наступление. Малочисленные, оборонявшиеся на широком фронте соединения наших 52-й и 4-й армий оказывали противнику упорное сопротивление, но под давлением численно превосходящих сил вынуждены были отступать. 23 октября гитлеровцы захватили Будогошь. Создалась реальная угроза Тихвину - важному центру коммуникаций, основной перевалочной базе грузов, идущих в Ленинград.

Ставка Верховного Главнокомандования немедленно усилила 4-ю армию, прикрывавшую тихвинское направление, частью своих резервов, а также войск Ленинградского и Северо-Западного фронтов.

Возросшее сопротивление под Тихвином вынудило немецко-фашистское командование перебросить сюда две дивизии с маловишерского направления, где фронт к тому времени стабилизировался. А чтобы прикрыть левый фланг своей ударной группировки и отвлечь часть наших сил из-под Тихвина, оно двинуло в наступление на волховском направлении против 54-й советской армии три пехотные дивизии 1-го армейского корпуса.

В первой половине ноября противнику удалось захватить Тихвин и близлежащие районы, а на волховском направлении перерезать железную дорогу Тихвин — Волхов и выйти в район станции Войбокало. Дальнейшее продвижение врага было приостановлено, но Ленинград лишился последней коммуникации, по которой шли грузы к Ладожскому озеру, а затем в осажденный город. Именно в этот период ленинградцы стали получать самую маленькую пайку хлеба.

По указанию Государственного Комитета Обороны в обход Тихвина до станции Заборье спешно была проложена дорога для доставки грузов в Новую Ладогу. Но этот путь был очень длинен и не приспособлен к движению автотранспорта, поэтому сыграть какого-либо значения в стабильном снабжении Ленинграда не мог.

ГКО, учитывая это, поручил Ставке любыми мерами освободить Тихвин и вернуть Ленинграду Северную железную дорогу. Несмотря на тяжелое положение под Москвой, Ставка изыскала возможности усилить 54, 4 и 52-ю армии. Соотношение сил на тихвинском направлении изменилось в пользу наших войск.

Перейдя в решительное контрнаступление, войска трех советских армий в ходе ожесточенных ноябрьско-декабрьских боев нанесли жестокое поражение противнику, 9 декабря освободили Тихвин, затем Малую и Большую Вишеру, Будогощь, железнодорожный участок Тихвин — Волхов и к 16 декабря отбросили врага за реку Волхов — туда, откуда он два месяца назад начал наступление.

В этот день, 16 декабря 1941 года, Гитлер подписал приказ, где, в частности, говорилось: «Разрешить группе армий «Север» произвести отвод внутренних флангов 16-й и 18-й армий па рубеж р. Волхов и линию железной дороги, проходящей от станции Волхов на северо-запад . Задача группы армий — оборонять указанный рубеж до последнего солдата, не отступать больше ни на шаг и тем самым продолжать осуществление блокады Ленинграда» «Совершенно секретно! Только для командования!>, стр. 353

Встретив организованное сопротивление на рубеже реки Волхов, советские войска начали закрепляться па правом берегу. В целях объединения армий, действующих к востоку от реки и вновь сосредоточиваемых в этом районе, Ставка Верховного Главнокомандования приказала к 17 декабря 1941 года образовать Волховский фронт. Командующим фронтом был назначен генерал армии К. А. Мерецков. В состав фронта вошли 4-я и 52-я армии, а также 26-я (позже 2-я ударная) и 59-я армии из резерва Ставки.

В результате успешных боевых действий под Тихвином и Волховом окончательно провалилась попытка немецко-фашистских войск изолировать Ленинград от страны. Освобождение Тихвина и участка Северной железной дороги от Тихвина до Волхова стоило выигрыша многих сражений. Жизненно необходимые для Ленинграда грузы вновь стали. доставляться до станции Войбокало, а оттуда — кратчайшим путем к Ладожскому озеру.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Тридцатилетняя война (1529—1559)
До XVI в. Адал является торговой периферией Эфиопии. Благосостояние многих кочевых племен Адала зависело от караванной торговли с Эфиопией, и эти связи образовывали единую экономическую систему. Эфиопия и Адал сосуществовали, нуждаясь друг в друге. Иногда султаны Адала добровольно соглашались быть данниками эфиопских императоров. Однако ...

Социально-экономические изменения
С весны 1861 г 5,3 млн. помещичьих крестьян российской Украины получили юридическую свободу, могли заниматься любым ремеслом или торговлей. Но в результате реформы они потеряли миллион десятин земли, ранее находившихся в их пользовании. Из 48,1 млн. десятин крестьяне девяти губерний получили 21,9 млн., у помещиков осталось 22,5 млн., у ...

В столице Урала.
На станции прихода поезда ожидали представители Областного Совета – Белбородов и Дидковский, которым Яковлев и должен был передать Романовых. Еще до приезда Романовых в екатеринбург для них, по распоряжению Совета, был приготовлен особняк инж. Н. Н. Ипатьева на углу Вознесенского проспекта, (теперь ул. Карла Либкнехта и площадь Народно ...